Мартин Бубер, один из ярких мыслителей прошлого столетия, утверждал, что «Я» любого человека может установить подлинные «ты-отношения» (в противовес вторичным «оно-отношениям») с любым другим человеком, если освободит их от всех собственных предубеждений и перестанет смотреть на партнера как на объект личного пользования. Подлинная взаимосвязь (и взаимодействие как ее следствие) может существовать лишь при условии открытости, равноправия и комплементарности; отношения следует выносить за рамки любой изначальной обусловленности (установок, ассоциаций, ожиданий и тем более - требований), застилающей взор. Только такое общение позволяет по-настоящему ощутить иную сущность и понять смысл единения с ней, а это является условием и залогом любви. Если удастся сохранить подобное восприятие партнера с течением времени, появляется возможность видеть любое явление или проблему (свою, чужую, а, в конце концов - общую) с разных взаимоисключающих, дополнительных сторон, что крайне важно для сохранения страсти в отношениях, ибо страсть не живет там, где все сухо, скучно и односторонне. Именно тогда возникает восхитительное состояние «совместности», которое замечательно выразил Иосиф Бродский в одном из своих ранних стихотворений: «Так долго вместе прожили мы с ней, что сделали из собственных теней мы дверь себе - работаешь ли, спишь ли, но створки не распахивались врозь, и мы прошли их, видимо, насквозь и черным ходом в будущее вышли» Истинная любовь, согласно линии Аристофана из знаменитого диалога Платона «Пир», возникает из страстного желания обрести целостность, и посредством этой страсти отыскать свою вторую половину. В основе платоновского мифа лежит история о том, что в далекие времена, когда природа человека была совсем другой, существовал и третий пол, совмещавший в себе мужские и женские черты. Андрогины, напрямую происходившие от богов, были самыми совершенными людьми на планете, сильными, умными, цельными и смелыми. Но однажды они решили посягнуть на власть своих прародителей, за что и были подвержены каре – Аполлон, по приказу Зевса, разрубил каждого из них пополам и отправил жить дальше. Разумеется, всю оставшуюся жизнь две разлученные части каждого андрогина жаждут найти свою вторую половину. А мораль этой истории в том, что любовь, прежде всего, есть лучший способ обрести целостность и единство, вернувшись к своей изначальной природе. У этого европейского мифа, есть свой восточный аналог. Речь идет о Тантре - учении о двуединой природе мира, которую составляют два начала - мужское и женское; их абсолютный синтез позволяет прикоснуться к изначальной целостности бытия и фактически обрести бессмертие. Уже в ХХ веке знаменитое сказание Платона блистательно дополнил швейцарский психолог Карл Юнг, в работе которого исследование древних мифов занимало далеко не последнее место. Юнг обнаружил, что в психике каждого мужчины присутствует женское начало, анима, а в психике женщины, соответственно, мужское - анимус. И именно благодаря любви люди осознают противоположную сторону своей души, обретая, тем самым, подлинную целостность, а с ней - психическое здоровье и возможность реализовать себя. Интересно, что позднее предположения Платона и Юнга подтвердила генетика, обнаружив женские хромосомы в мужском геноме и мужские - в женском. Особую поучительность придает истории об андрогинах то, что, по мнению современной психологии, в данном мифе работает и обратный эффект: лишь обретя внутреннюю целостность, человек может найти свою вторую половину. Понять свое истинное, глубинное «Я», предназначение и цель жизни, подлинные стремления, отвергнув все чуждое, наносное, абстрактное - значит получить хороший шанс встретить «своего» человека.